Вернуться к алгоритму -> Шаг 2. Знакомимся с возрастными особенностями своих воспитанников
Как работать со старшеклассниками
 
На что нужно обратить внимание, что нужно знать, если вы работаете со старшеклассниками? Период обучения школьника в старших классах, как правило, связывается психологами с началом ранней юности, периода завершения физического созревания человека. Это возраст, когда подростковая потребность ощущать себя взрослым трансформируется в реальное переживание собственной «взрослости». Человек в юношеском возрасте уже не изображает себя взрослым и не подражает старшим, как делал это подростком, а всё чаще на практике включается в решение сложных проблем, которые ставит перед ним взрослая жизнь — выбора профессии, спутницы (спутника) жизни и т.п.
В это время перед юношами и девушками встают задачи жизненного самоопределения. К юношескому возрасту довольно высокого уровня развития достигают необходимые для их решения способности (к самоанализу, самоконтролю, саморегуляции). Процесс самоопределения, впервые ставший актуальным для школьника ещё в подростковом возрасте, в период юношества распространяется на все основные стороны его жизни и начинает играть в ней решающую роль.
Одной из самых важных для старшеклассника становится проблема профессионального самоопределения. Обыденным явлением сегодня стало обучение ребят на подготовительных курсах для поступающих в вузы, посещение вечерних школ, занятия с репетиторами – то есть все то, что могло бы способствовать реализации профессиональных планов старшеклассников. Изменяются их взгляды и на школьное обучение. Оно также начинает рассматриваться сквозь призму собственного профессионального будущего. Наблюдается все большая избирательность в отношениях юношей и девушек к учебным предметам – к одним они могут проявлять повышенное внимание, а к другим быть совершенно равнодушными. В попытках найти свое призвание старшеклассники пробуют себя также и в искусстве, спорте, техническом творчестве, компьютерном программировании, бизнесе.
Не менее значимой для многих юношей и девушек становится проблема их самоопределения в личной жизни. В этом возрасте уже строятся некоторые семейные планы, формируется образ идеальной спутницы (спутника) жизни, а иногда и приобретается первый сексуальный опыт. Считается, что юношеская влюбленность часто поверхностна и скоротечна. Но все же она вполне может стать глубокой и продолжительной, успехи и неудачи в любовных отношениях могут переживаться очень пылко, эмоционально, иногда даже болезненно и трагично. Процесс самоопределения здесь актуализируется еще и в связи с довольно жесткой нормированностью в отношениях между полами. Как отмечает известный исследователь юношества А. В. Мудрик, часть старшеклассников может и не иметь желания вступать в общение со сверстниками противоположного пола, но господствующие в их среде нормы рассматривают подобное общение как факт высокопрестижный, и они стремятся соответствовать этой норме. Такого рода нормированность подкрепляется в сознании юношей и девушек через самые разные каналы. Через образ жизни молодежных субкультурных группировок, через тексты популярных песен, через модные журналы, многочисленные рекламные ролики, телевизионные шоу, которые задают некие стереотипы поведения молодежи. То же самое можно сказать и о складывающихся в юношеской среде эталонах мужественности и женственности. Повышенное внимание старшеклассников к своему физическому облику, фигуре, одежде, прическе – есть ни что иное, как попытка соответствовать данным эталонам.
Юношеский возраст, по мнению многих психологов, это и решающий период формирования мировоззрения человека. Мировоззренческое самоопределение – то есть определение собственных взглядов на мир и приведение этих взглядов в некую систему – также является одной из задач, решаемых в юности. Стремление осмыслить мир целостно, найти его предельные основания, всеобщие принципы его существования активизирует интерес старшеклассника к различным философским концепциям и религиозным доктринам, к последним научным разработкам и древнейшим мистическим практикам. Юношество готово самозабвенно спорить по поводу самых разных мировоззренческих вопросов, пытаясь при этом корректировать, утверждать или даже опровергать те собственные идеи, к которым оно пришло ранее.
Определение человеком собственных воззрений на окружающую действительность невозможно себе представить без определения и его собственного отношения к этой окружающей действительности. А значит, в юношеском возрасте активизируется и процесс ценностного самоопределения. Именно в этом возрасте возможно определение в полной мере собственных отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе. Они становятся более свободными как от нормативного давления извне, которое имело место в младшем школьном возрасте, так и от влияния собственных конформных или нигилистических порывов, имевших место в подростковом возрасте.
Именно ценностное самоопределение лежит в основе личностного развития старшеклассника. Но оно во многом определяется тем, как протекают процессы его профессионального, мировоззренческого и интимно-личностного самоопределения. Ведь проблемы, возникающие там, могут существенно повлиять на нравственное развитие человека. Из этого мы можем сделать вывод о том, что главный акцент в воспитательной деятельности педагога, работающего со старшеклассниками, важно сделать на создании благоприятных педагогических условий для жизненного самоопределения юношей и девушек.  
В противном случае, полоса неудач в какой-либо деятельности, ряд промахов и разочарований в отношениях с друзьями или с противоположным полом, негативные переживания по поводу своего тела будут способствовать, по мнению психологов, неврозам, депрессивным состояниям, агрессии по отношению окружающим людям и самому себе. «Я стала думать о смерти... Я понимала, что смерть, конечно, хороший выход, но он для трусов: ведь это означало спасовать перед жизнью с ее безразличием, ее тяготами, ее тревогами. Но с сознанием полной и окончательной неудачи я ничего не могла поделать. Зачем мне жить, если это не жизнь, а черт знает что?!» — эти слова принадлежат Шарлен Боэр, героине романа «Я дышу!» (2001), написанного 17-летней французской школьницей Анн-Софи Брасм и ставшего, по оценке специалистов, одним из самых громких дебютов в современной литературе. Молодой писательнице удалось удивительно тонко передать переживания своих сверстников и сверстниц.
Каким же образом юноши и девушки решают стоящую перед ними задачу самоопределения? На что именно необходимо обратить внимание педагогу, стремящемуся создать благоприятные условия для этого самоопределения? Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Необходимость решения старшеклассниками задачи самоопределения активизирует их потребности в общении и уединении, достижении и поиске. А. В. Мудрик называет эти потребности основными социальными потребностями ранней юности. Можно сказать, что посредством общения с другими людьми, посредством своего уединения от окружающих, посредством достижения каких-либо значимых результатов в той или иной деятельности, посредством собственной поисковой активности старшеклассником как раз и решается задача самоопределения. А значит, помогая старшекласснику в реализации этих социальных потребностей, педагог тем самым помогает ему и в самоопределении.
Юноши и девушки, по меткому выражению А.В. Мудрика, находятся в постоянном ожидании и поиске общения, внимательно присматриваясь к окружающим людям; каждое новое лицо, попавшее в поле их зрения, вызывает у них интерес; они стремятся устанавливать связи в новых для них социальных и возрастных группах, географических районах. В процессе общения старшеклассник, узнавая, сравнивая, противопоставляя, принимая, опровергая позиции других людей по волнующим его вопросам, ищет своё «Я». Ведь самоопределение возможно только среди других «Я», в сравнении себя с ними, в выявлении своей уникальности. А определение своего «Я», как правило, логично влечёт за собой предъявление его окружающим и поиск понимания с их стороны. Этого понимания старшеклассники также ищут в общении, ожидая поддержки, сопереживания, согласия. Юношеские откровения из упомянутого выше романа французской школьницы («Её слова действовали на меня лучше всяких лекарств... Я вдруг почувствовала, что меня понимают») или ставшая уже крылатой фраза из знаменитого кинофильма С.И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» («Счастье — это когда тебя понимают») как нельзя лучше позволяют почувствовать значимость понимания для школьников этого возраста. В этой связи многие психологи пишут о том, что юношеское общение во многом носит эгоцентричный характер, поскольку желание старшеклассников поделиться собственными переживаниями гораздо сильнее их интереса к переживаниям других. Доминирующую роль в общении старшеклассников, безусловно, играют сверстники. Суть феномена юношеского общения со сверстниками, на наш взгляд, очень хорошо отражает популярное среди молодёжи сленговое словечко «тусовка».
Уединение позволяет старшекласснику разобраться в самом себе, осмыслить свое «Я», отрефлексировать свои взгляды, свои поступки, сделанные жизненные выборы. Так же, как и подростки, старшеклассники задаются вопросами: «Кто я?», «Какой я?», «С кем я и кто со мной?», «К чему я способен и что я могу?». Активно развивающаяся с начала подросткового возраста способность к рефлексии в период юношества начинает играть очень большую роль в жизни человека. Она во многом способствует процессу самоопределения юношей и девушек. Ведь выбор (профессии, друзей, нравственной позиции) только тогда может быть назван полноценным выбором, если он осмыслен, отрефлексирован. «Часто по вечерам перед сном я придумывала невероятные истории... Я оставалась собой, но живущей другой, полной и прекрасной жизнью. Грезя наяву, я наделяла себя совершенным, легким телом – телом женщины; моя походка становилась легкой, я больше никого не боялась» – говорит о себе Шарлен. В подобного рода мечтаниях у старшеклассников складывается образ идеального «Я», очень важный в процессе самоопределения, поскольку выступает для них своеобразным внутренним ориентиром и некоторым образом проектирует их дальнейшую жизнь. Создавая в своем воображении разнообразные жизненные ситуации, представляя себя в этих ситуациях, совершая воображаемые поступки, вступая в воображаемые диалоги юноши и девушки при этом выражают свое отношение к себе самому, к другим людям, к окружающему их миру вообще.
Немалую роль в процессе самоопределения старшеклассников играют их достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, в общении с друзьями и с противоположным полом, в физическом и интеллектуальном развитии. Так, достижения старшеклассников в той или иной деятельности могут повлиять на выбор их будущей профессии. Кроме того, они поднимают авторитет старшеклассника в глазах окружающих, значительно способствуя при этом и его успехам в интимно-личностном самоопределении. Личные достижения позволяют старшекласснику самому чувствовать себя увереннее, смелее включаться в новые виды деятельности, активнее вступать в общение с окружающими, оптимистичнее смотреть в будущее. Успешность в самых разных сферах в значительной степени снижает опасность возникновения юношеских депрессий. «Я становилась нормальным человеком... Я перестала быть самой себе противной, я принимала себя, почти любила», — так оценивала переживаемые ею успехи в личной жизни героиня романа «Я дышу!». Стремление к достижению у юношей и девушек настолько велико, что иногда, говоря о своих успехах, старшеклассники преувеличивают их, а порой и просто выдумывают, чтобы поднять собственный престиж в глазах окружающих.
Большое значение для жизненного самоопределения старшеклассников имеет и то, что юноши и девушки постоянно находятся в поиске своей индивидуальности, примеряя на себя ту или иную манеру поведения, внешний облик и т.п. Здесь часто проявляется известный юношеский максимализм. Некоторые старшеклассники, например, могут влиться в радикальные субкультурные группировки или общественно-политические движения, пуститься в непредсказуемые рискованные предприятия или эксперименты с внешностью. Вот как описывает эти поиски героиня Анн-Софи Брасм: «Я проводила дни в полном безделье, шлялась неизвестно куда и неизвестно с кем, чаще всего сидела в прокуренных кафе в компании малоинтересных юнцов. Выкрасила волосы в иссиня-чёрный цвет, одежду теперь носила только тёмных тонов. Боже, на кого же я стала похожа!».
Юношеский возраст – это также время духовных поисков. В этот период возможны крутые изменения в ценностных ориентациях старшеклассников. К примеру, их может «бросать» от приверженности радикальному милитаризму и культу силы к крайнему пацифизму и идеологии Greenpeace. Жизненными ориентирами для юношества одинаково могут выступать Че Гевара и Махатма Ганди, Джон Сноу и Алеша Карамазов. На первый взгляд, эти метания ранней юности – капризы и прихоть сегодняшних молодых людей. На деле же – это поиск смысла в тех жизненных обстоятельствах, которые окружают современных юношей и девушек, поиск собственного «Я», поиск смысла своей жизни.
Смысложизненный поиск, представляя собой предельную форму реализации поисковой активности старшеклассников, является в то же время глубинной основой процесса жизненного самоопределения вообще. Общаясь со сверстниками или взрослыми, уединяясь со своими собственными мыслями или мечтами, достигая успехов в творчестве или личной жизни, пробуя себя в различных социальных ролях, даже помышляя о смерти, юноша в конце концов хочет найти смысл в том, что с ним происходит. Поиск смысла жизни, как отмечает исследователь этой проблемы Д. В. Григорьев, – есть преобразование человеком собственных жизненных обстоятельств в личностно значимые и наполненные смыслом события. К сожалению, часто юноши и девушки оказываются сегодня в ситуации обесценивания и обессмысливания жизни. Их попытки найти выход из данной ситуации в наркотическом эскапизме (от слова «эскейп» – «бегство»), потребительском эгоизме, нигилистическом протесте или конформистской стадности одинаково бесперспективны и приводят ко многим проблемам в их личностном развитии. Поэтому, на наш взгляд, вполне закономерен вывод о том, что создание благоприятных педагогических условий для самоопределения старшеклассников во многом связано именно с поддержкой педагогом их смысложизненного поиска.